2023 01 25 05Евгений Замятин родился 1 февраля 1884 года. Его отцом был православный священник, а мать занималась музыкой. Детские годы он провел в Лебедяни, городке Тамбовской губернии. Учился в лебедянской, а затем воронежской гимназии. По окончании поступил на кораблестроительный факультет Политехнического института Санкт-Петербурга.

В 1905 году его арестовали за революционную деятельность. и выслали домой, в Лебедянь, с запретом жить в Петербурге. Но он вернулся, поселился в столице нелегально и умудрился окончить институт в 1908 году, не привлекая внимания властей. Занялся литературой – написал рассказ под названием «Один».
После окончания института Замятин остался на факультете, писал научные статьи и преподавал, все еще находясь на нелегальном положении. В 1911 году его вновь арестовали и выслали в Лахту, на берег Финского залива. Проблемы со здоровьем, появившиеся во время ссылки, будут преследовать его всю жизнь. Два года Замятин провел почти в полном одиночестве и написал текст, который стал его пропуском в литературу, повесть «Уездное». Современники высоко оценили повесть. К Замятину пришла слава, его сравнивали с Достоевским. Молодого писателя хвалили Пришвин и Горький.

Следующая повесть «На куличках» закрепила славу Замятина. Читатели увидели в повести еще один портрет России, а цензура – антивоенный памфлет. За повесть Петербургский окружной суд сослал писателя в город Кемь Архангельской губернии. Под впечатлением от ссылки Замятин сочинил повесть «Алатырь». Ее высоко оценил Горький.

Все произведения объединял особенный замятинский стиль. Писатель старательно выискивал диалектные слова и придумывал собственные, играл с анекдотами и частушками. Язык повестей напоминал сказ.

К 1916 году на его счету уже была пара арестов и ссылок. Однако он был одним из главных экспертов по кораблестроению в России. Поэтому его отправили в Англию – наблюдать за строительством ледокола «Святой Александр Невский». Командировка длилась полтора года. За это время он в совершенстве выучил английский, перенял британскую манеру одеваться и вести себя. В это время он пишет повесть «Островитяне» и рассказ «Ловец человеков», посвященные жизни в Англии. Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917 года. Он сожалел, что не застал Февральскую революцию и увидел только Октябрьскую.
Писатель стал посещать литературные вечера Горького, где впервые прочитал на публике «Островитян». По воспоминаниям В. Шкловского, слушатели были в восторге. Особенно повесть понравилась Чуковскому, который восклицал: «Новый Гоголь явился!»

Замятин открыл в петроградском «Доме искусств» класс художественной прозы. Его студентами были будущие звезды литературы М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин и другие. Он не давал советов, но помогал понять, как устроены литературные произведения изнутри. Говорил о принципах построения сюжета и фабулы, выработке стиля и языка, роли детали и характера в короткой прозе. Фактически Замятин создал первый в СССР и России курс писательского мастерства. При этом Замятин был недоволен последствиями прихода к власти большевиков. Он осуждал террор, призывал прекратить Гражданскую войну – его произведения полны разочарования в революции.

Юрий Тынянов считал, что «стиль Замятина толкнул его на фантастику». С ним не соглашался Горький, который настаивал, что наука, фантастика и философия чужды Замятину.
Эти оценки хорошо подчеркивают то положение, которое занял роман «Мы». С одной стороны, эта книга стала продолжением предыдущих работ писателя. С другой – текст был написан намеренно научным и безжизненным языком, необходимым для изображения далекого будущего. В 1920 году мало кто осознавал, что родился новый жанр – антиутопия.
Замятин честно пытался опубликовать роман на родине. Книгу не хотели печатать, поскольку видели в ней сатиру на СССР. Хотя автор прямо говорил, что высмеивал в книге увлечение техническим прогрессом, а не коммунизм.

В 1924 году «Мы» без согласия автора перевели на английский и издали в Нью-Йорке. Через три года вышло издание на чешском. Замятина и его книгу начали критиковать в советской прессе. Катастрофа случилась в 1929 году, когда вместе с ним под удар попал Б. Пильняк. Его повесть «Красное дерево» тоже опубликовали за границей. Тогда критика обоих писателей переросла в настоящую травлю.
К 1931 году Замятина выдавили из литературного процесса. Его рассказы и повести не публиковали, а пьесы снимали со сцены. В отчаянии он написал лично Сталину и попросил разрешить ему выезд за границу. Автор обещал, что в эмиграции не станет участвовать в политике.

Сталин разрешил отъезд благодаря вмешательству Горького. С 1932 года Замятин жил в Париже. При этом формально он не был эмигрантом, ему регулярно продлевали советский паспорт и с радостью принимали в посольстве СССР.

После «Мы» писатель охладел к прозе и занялся драматургией. С особым успехом во МХАТе шла его пьеса «Блоха», написанная по мотивам «Левши» Лескова. Кроме того, Замятин стал соавтором либретто оперы Д. Шостаковича «Нос», по повести Гоголя. А Прокофьев планировал сочинить оперу по его трагедии в стихах «Атилла»
Во Франции Замятин зарабатывал на жизнь статьями о литературе и сценариями для кино. Адаптировал «Войну и мир», «Нос» и «Пиковую даму» для голливудских экранизаций. Работал над сценариями по роману «Мы» и повести «На куличках». Главным его успехом стала адаптация «На дне» Горького. Фильм по его сценарию признан лучшим во Франции в 1936 году.
В перерывах между работой для кино и французских газет Замятин работал над романом «Бич Божий», наработки для которого легли в основу трагедии «Атилла». Первые наброски он сделал в 1924–1925 годах. В сумме Замятин отдал этой книге 12 лет жизни. Роман должен был стать вершиной его творчества. Но он успел закончить только первую часть, которая рассказывала о детстве Атиллы.
Писатель умер от сердечного приступа в Париже 10 марта 1937 года.

Любопытные факты:

- Воронежскую гимназию писатель закончил с золотой медалью, которую во времена бедности заложил в ломбард за 25 рублей и не выкупил;
- Любовь к творчеству Горького и личная дружба с ним побудили Замятина перенести на киноэкран пьесу «На дне». За съемки фильма взялся французский режиссер Жан Ренуар, сын художника Огюста Ренуара;
- Будущий символ советской России – ледокол «Святой Александр Невский» – был спроектирован Евгением Ивановичем. Писатель отмечал, что в жизни у него было две «жены» – литература и кораблестроение;
- Оруэлл писал, что Е. Замятин и «Мы» сильно повлияли на его творчество. В роман «1984» перенесена традиционная тема русской литературы – противостояние слабого мужчины и волевой женщины. Антиутопия Хаксли «О дивный новый мир» также во многом аналогична роману «Мы»;
- Роман «Мы» был написан в 1920 году, но в СССР его опубликовали лишь в 1988.

Произведения писателя в фонде библиотеки:

1. Антиутопии ХХ века. – М. : Книжная палата, 1989. – 352 с.
2. Замятин Е. И. Мы : роман, повести, рассказы. – М. : Детская литература, 2022. – 432 с.

Контакты

Адрес: 291011 ЛНР,
г. Луганск, ул. Советская 78 (1-й этаж)

Основная почта: biblioteka38@bk.ru

Резервная почта: bibliotekadlyadetey1935@mail.ru

 
Группа в ВКонтактеГруппа в ОдноклассникахГруппа  ТелеграмеКанал на YoutubeКанал на Rutube
 

Карта сайта

График работы

Обслуживание читателей
Пн - Чт 8:00 - 17.00
Сб - Вс 9.00 - 16.00
Выходной - пятница

В период с 1 июня по 31 августа:
Пн - Чт 9.00 - 17.00
Пт - Сб 9.00 - 16.00
Выходной - воскресенье

Санитарный день - последний четверг месяца

Счётчики

Яндекс.Метрика